Александра Ляшенко «Через тернии к звездам»


Здравствуйте, дорогие друзья!

С Вами Анна Негода и проект NumberFirst.ru - мы помогаем Вам стать лучшим в том, что Вы делаете.

У нас в гостях Александра Ляшенко - прима-балерина в Большом театре г. Варшавы.

Из интервью Вы узнаете:

  • как помочь своему ребенку выбрать профессию;
  • как закалять свой характер, чтобы стать настоящей балериной;
  • как использовать все свои возможности;
  • почему не стоит бояться «не первых» ролей»;
  • в чем секрет успеха в балете и любом другом деле.

Приятного просмотра!


Анна Негода: «Здравствуйте, Александра!»

Александра Ляшенко: «Добрый день».

Анна Негода: «Большое спасибо, что уделили нам внимание. Очень рады приветствовать Вас на проекте.»

Александра Ляшенко:  «Спасибо большое».

Анна Негода: «Я немного смущаюсь. И перейду, пожалуй, к первому вопросу. Александра, далеко не каждый человек способен танцевать, и тем более стать балериной. Насколько я знаю, эти способности нужно выявлять в раннем детстве. Скажите, как начался Ваш творческий путь? Кто рассказал маленькой Саше о профессии балерины?»

Александра Ляшенко:  «Вы знаете, очень часто у меня спрашивают, не танцуют ли у меня родители, или вообще связан ли кто-то у меня в семье с балетом. Я говорю, что нет, никто не связан, и все удивляются.

Моя история с балетом началась, когда мне было 3,5 годика. Перед этим моя мама хотела отдать меня на плавание, в профессиональную школу, и когда мне было 3 годика, мы пошли в эту школу. Там сказали, что я маленькая ростом, необходимо вернуться через полгода, может быть, я подрасту. Мы вернулись через полгода, но мой рост не изменился, и они сказали: «Еще полгодика подождите, и придите еще раз». Буквально, через пару дней после этого собеседования к нам в детский сад пришли учителя из балетных школ для отбора детей на вступительные экзамены. Насколько я помню, из детского сада только пару человек выбрали, и дали нам приглашения на вступительные экзамены.

Вечером, когда вернулась домой, сказала родителям: «Все, идем в балетную школу». Они не могли мне запретить: «Хорошо, пойдем».

Мне было 3,5 годика. И вот так мы пошли в балетную школу на вступительные экзамены. Тогда еще был жестокий отбор, очень много детей не проходило этот отбор. Наверняка я волновалась, но мне было так интересно. По результатам вступительных экзаменов я прошла, меня взяли и так началась моя история и жизнь с балетом.»

Анна Негода: «Очень интересно. В четыре года – первый экзамен – это что-то невероятное для обычного человека.»

Александра Ляшенко: «Да.»

Анна Негода: «Хорошо. Тогда такой вопрос. А что было самым трудными: ждать эти полгода или постоянные тренировки, или что-то еще? Что было самым проблематичным и как это удалось решить?»

Александра Ляшенко: «Если говорить о всей моей жизни, то были некоторые проблемы в разных смыслах.

Поначалу у меня был выбор: продолжать заниматься балетом или вообще отказаться, потому что когда я была маленькая, то и рисовала, и пела, и английский язык изучала, то есть, ходила на разные «кружки». Родители хотели, чтобы я, возможно, нашла из этого что-то свое, сама выбрала, что мне больше нравится. Может, мне понравится петь, и я брошу балетную шкоду и пойду петь? Я также ходила на художественную гимнастику.

Сейчас я понимаю, что это было очень тяжело, потому что утром была общеобразовательная школа полдня, потом полдня была балетная школа, затем сразу после балетной школы мы ехали на художественную гимнастику до 22.00-23.00, а затем мне нужно было возвращаться домой и делать домашние задания. Я была тогда маленькой и полной сил.

Я очень благодарна родителям за то, что они меня за собой везде возили, несмотря на то, что они работали. Огромное им спасибо за то, что дали мне такую возможность.

Кроме вышеперечисленного я ходила на пение, рисование, — не помню, когда удавалось находить время. В какой-то момент у меня осталась художественная гимнастика и балет. В балетной школе мне сказали выбрать: или то, или то, потому что тело работает по-разному, растягивали нас по-разному, и нужно было определиться. Насколько я помню, учительница по художественной гимнастике была очень строгая, она кричала на нас, и мне кажется, даже больше из-за этого я выбрала балет. Нравилось мне и то, и то. На художественной гимнастике мы ездили на соревнования, даже медали у меня есть какие-то дома, это тоже…»

Анна Негода: «Стимулировало к занятиям?»

Александра Ляшенко: «Да, и в балетной школе было много интересного, и в художественной гимнастике. Это был тяжелый для меня выбор, но, все-таки, я выбрала балет. И я об этом не жалею, потому что в художественной гимнастике у девочек карьера заканчивается, когда им исполняется 18-19 лет, а дальше можно идти преподавать. В балете она тоже не такая длинная, как у обычных людей: кто в 35 лет, кто в 40 лет заканчивает, кто и до 60 танцует, у каждого по-разному.»

Анна Негода: «У каждого индивидуально, да?»

Александра Ляшенко: «Да.»

Анна Негода: «Я знаю, что Вы продолжили свое обучение балету в другой стране и в довольно маленьком возрасте, по-моему, в 11 лет, жили отдельно от родителей?»

Александра Ляшенко: «Нет-нет, у меня такого не было. Я жила с родителями до 18 лет, училась и закончила учебу в Харькове, то есть, до 15 лет я ходила в балетную школу, потом с 15 лет – 4 года училище культуры в Харькове. Затем, когда я уже и училась, и работала в театре, мне предложили контракт за границей и я выехала работать за границу.»

Анна Негода: «Понятно, спасибо за уточнение. Скажите, а что является самым ценным в этой творческой, но работе? Лично для Вас?»

Александра Ляшенко: «Самым ценным?»

Анна Негода: «Что Вы больше всего любите, что Вас вдохновляет? Что дает силы двигаться, несмотря ни на что?»

Александра Ляшенко: «Вы знаете, что мне больше всего с детства нравилось выезжать за границу. Я очень благодарна своей балетной школе за это, потому что очень мало балетных школ предоставляет детям выезд за границу, а мы уже с 11 лет выезжали на гастроли.  Школа организовывала каждый год поездки на 2 месяца в Испанию, мы ездили в Египет, Китай, Японию. Посетили очень много разных стран и я это очень любила. У меня уже за месяц до выезда чемодан был собран. Понятно, что за пару дней мне папа перекладывал его, чтобы все поместилось, но, все равно, чемодан лежал — все, я уже выезжаю, я уже там.

Такие поездки — это большой плюс для детей, потому что я с раннего возраста стала самостоятельной. Может это Вы имели ввиду, что с 11 лет я была более самостоятельной, потому что у нас было много выездов за границу? Мы очень много в поездках меняли города, поэтому уже должны были сами складывать свои вещи, следить за собой. Родителей там уже не было.

Я очень любила знакомиться с новыми местами, узнавать новые города, новые страны, как люди живут за границей. И очень было интересно, что у нас была такая возможность — жить в испанских семьях.  Два или три года подряд нам удавалось попасть на праздники, на Рождество. У них Рождество в конце декабря, у нас – в начале января, и мы, как раз, попадали в это время, жили в семьях. Это было очень интересно! Мы следили за их традициями, как они проводят Рождество, как они дарят подарки, как они встречаются семьями, это  было интересно и по-другому, чем у нас. Мне начала нравиться гастрольная жизнь и новые места, я это очень полюбила, и мне кажется, что уже привыкла ко всем этим выездам за границу.

Затем, когда училась и работала в Харькове, у нас было намного меньше выездов. Меня приглашали с балетной школой, я танцевала, как приглашенная артистка, Золушку, например, но, все равно, с театром было меньше выездов. А затем уже выехала работать за границу. Здесь тоже есть поездки, конечно, но не каждый месяц, может быть два раза в году, зависит от года, но, в основном, мы здесь работаем. Поэтому мне кажется, что больше всего мне нравились — поездки за границу.»

Анна Негода: «Хорошо, а сейчас? Может быть Вам нравятся Ваши роли? Или творческая атмосфера в коллективе или еще что-то, что сейчас вдохновляет?»

Александра Ляшенко: «Когда я училась и работала в Украине, то мы изучали в основном только классический танец. Понятно, что у нас также и был народный танец, в училище у нас был современный танец. Для меня это тогда казалось чем-то нереальным – современный танец.

У нас театр был связан с классическим репертуаром, мы могли танцевать по 15 спектаклей в месяц, но они все были классическими. Приехав сюда, я начала узнавать, что такое модерн – современный танец, что балет интенсивно развивается. Конечно, классика — всю жизнь она будет классикой, я считаю, что это — святое, и она должна быть классикой, и она должна быть в балетном репертуаре. Однако для меня также очень интересен современный танец. За 7 лет здесь я станцевала очень много современных балетов, неоклассических балетов, балетов, в которых очень много нужно было импровизировать. И это очень интересно! Это что-то другое!

В современных постановках тело более свободное, я могу добавлять больше чего-то от себя. В классике есть определенная хореография, определенные позиции, а в современном танце — очень много свободы. Мне так кажется, что классику танцевать тяжелее, не каждый танцовщик, который танцует современный танец может станцевать классику. Потому что, например, выходя на сцену, каждый знает, что сейчас будет 32 фуэте, каждый человек сидит и ждет 32 фуэте. Если у кого-то не получится, все, — уже спектакль не удался. В современном танце такого нет, в современном танце все непредсказуемо, и если что-то не получится, то можно импровизировать, можно что-то добавить от себя. И в том, и в том направлении есть свои плюсы и минусы.

Выехав за границу, я и дальше познаю балет, потому что у меня есть здесь возможность общаться с хореографами мирового уровня, такими как: Джон Ноймайер, Эммануэль Гат, Кристоф Пастер. К нам приезжает очень много хореографов, с которыми мы знакомимся, и с каждым годом я узнаю еще и еще что-то новое, и развиваюсь.

Анна Негода: «Отлично. Спасибо, Александра, и следующий вопрос вытекает из Вашего последнего тезиса о постоянном саморазвитии. Каких еще вершин Вы хотите достичь в этой профессии? Прима-балерина, казалось бы, что дальше? Что может быть еще?»

Александра Ляшенко: «Скажу Вам так, что я уже давно начала танцевать главные партии. Премьеру «Ромео и Джульетта» я станцевала в Познани, когда мне было лет 20-21.

«Ромео и Джульетта» — это балет о любви. Сейчас мне 27 лет, и мне кажется, что только сейчас я выхожу на вершину моего развития, потому что уже было очень много практики, у меня уже очень большой опыт. И, когда мне было 20 лет, мне кажется, что «Ромео и Джульетту» я танцевала еще как ребенок, потому что у меня не было ни опыта на сцене, ни какого-то жизненного опыта, любовных романов и т.д. Правильно?»

Анна Негода: «Да-да , это влияет.»

Александра Ляшенко: «А сейчас, выходя на сцену, представляю свою жизнь, представляю, как бы я вела себя в той или иной ситуации. Что это значит: потерять или найти любовь?! Теперь я настолько опытная, что сейчас только начинается мой…»

Анна Негода: «Путь становления?»

Александра Ляшенко: «Да, да, да. Я уже растанцованная — я не должна выходить на сцену и думать, как сделать два пируэта или поднять ногу, — это само делается. Выйдя на сцену, я должна построить свой образ. Сейчас мне легче построить свой образ, и, может быть, передать зрителям то, что я хочу сказать, более точно, чем это было в 20 лет.»

Анна Негода: «Спасибо. А какую роль Вы еще хотите сыграть? Чего еще не было в Вашем репертуаре?»

Александра Ляшенко:  «Если честно, очень много ролей я не станцевала.

Здесь, в театре, где я работаю, здесь больше неоклассики, чем классического танца. До прошлого года моя самая заветная роль, это была роль Китри в «Дон Кихоте», и она сбылась. Я станцевала Китри в «Дон Кихоте», потому что с детства мечтала об этой роли. Но еще очень много чего хочется станцевать: балеты «Жизель», «Кармен», «Спартак» —  очень много постановок, в которых мне очень интересно принять участие.

У меня появились любимые современные хореографы, такие как Уильям Форсайт. Мне очень нравится этот хореограф, его стиль. Два года назад у нас была премьера неоклассического вечера. Я очень хотела станцевать на этом вечере, но тогда у меня была операция на колене, и я, можно сказать, страдала, что не станцую эту премьеру. Это была моя долго ожидаемая премьера. Восстановившись после операции, я танцевала этот балет, поскольку его возобновили в репертуаре и мы поехали в Литву с ним.»

Анна Негода: «Александра, скажите, пожалуйста, в чем, на Ваш взгляд, заключается секрет успеха в балете или в любом другом деле? Что нужно делать, чтобы стать лучшим в нем?»

Александра Ляшенко: «Работать, работать и еще раз работать. Это, как Вы сказали, можно привести ко всем профессиям. Если не работать — ничего не добьешься.

Нужно ставить перед собой цели постоянно, нужно идти к этим целям, нельзя останавливаться на достигнутом. Независимо от всех трудностей, нужно идти вперед. У меня тоже бывают такие моменты, когда очень много работы, я возвращаюсь домой, у меня болят ноги. Я просыпаюсь утром, ноги не перестают болеть, можно сказать, я чувствую боль еще больше. А мне нужно идти на урок, делать классику, и опять повторять то же самое. Иногда мне кажется, что я это не сделаю, что я не пойду туда, потому что утром не могу встать с кровати, но я иду в душ и за час перед уроком я немножко «расхаживаюсь». Все-таки, прихожу на урок, репетирую и иду дальше, вперед.

Анна Негода: «Не обращая внимание на трудности и боль?»

Александра Ляшенко: «Да, конечно, иначе не достигнешь просто цели.»

Анна Негода: «Спасибо. Еще такой вопрос. Какая книга или, может быть, фильм повлияли на Ваше мировоззрение или жизнь? Говорить о том, что повлияли на занятия балетом в четыре года, конечно, не стоит… Что Вам помогает себя мотивировать, и что Вы можете порекомендовать нашим читателям и слушателям?»

Александра Ляшенко: «Вы знаете, первый балетный фильм, который я увидела , — это «Авансцена» — о New York Sity Ballet. Тогда еще не было Интернета, не было такого доступа к сетям, чтобы все, что угодно, что где-то показали, посмотреть. А еще лучше – посмотрите его онлайн в театре в Вене, — как будто бы ты находишься в театре, — это было что-то нереальное, невообразимое.

Я помню, что мне кто-то тогда дал кассету (тогда были большие видеокассеты). Фильм «Авансцена» -американский такой фильм. Я этот фильм столько раз пересмотрела, я его так любила, я знала наизусть все выражения, которые там говорят. Для меня этот фильм был очень хорошо снят. Там была девочка, у которой мама была балериной. И она, видимо, всегда мечтала быть хорошей балериной, но у нее что-то не получилось. И она постоянно к этому свою дочку толкала и толкала. У дочки были хорошие данные, она могла танцевать, но на выпускном экзамене-концерте, она отказалась от этого и предоставила эту возможность другой девочке, у которой была такая мечта. Можно сказать, что главная героиня бросила балет и сказала: «Мама, не заставляйте меня».

Я хочу сказать, что детей никогда нельзя заставлять и говорить так: если у нас семья докторов, то ты должна быть доктором или балериной, или кем-то еще. Я считаю, что каждый ребенок должен выбрать свою профессию. В этом фильме это было хорошо показано. Будучи ребенком, я тоже это немножко понимала.

Сейчас очень много разных фильмов, достаточно просто войти в Ютуб. Есть очень много исторических фильмов: о Нуриеве, Барышникове, Плисецкой.  Можно найти практически любой фильм, который когда-либо был снят, — это очень хорошо и интересно. Можно увидеть, как развивается балет сейчас, можно увидеть, какой был балет тогда, в те года. Это огромный плюс – Интернет и сети, — когда можно делиться чем-то новым.»

Анна Негода: «Да.»

Александра Ляшенко: «Так что очень жалко, что тогда такого не было. Я думаю, что если бы тогда такое было, то балет бы еще быстрее начал развиваться.»

Анна Негода: «Это спорный вопрос, особенно, если бы Вы в детстве посмотрели, допустим, фильм «Пленники Терпсихоры» о Мариинском театре, если я не ошибаюсь.»

Александра Ляшенко: «Да.»

Анна Негода: «И увидели, как жестко там прессуют девочек, вряд ли бы Вы захотели идти в балет и пошли бы в гимнастику, и подумали, что Ваша преподаватель была еще очень мягка с Вами.»

Александра Ляшенко: «Вы знаете, да, я смотрела этот фильм тоже, и это правда. У нас в школе аж такого не было.

Была такая история, когда я перед конкурсом сидела в гримерке, кушала яблочко, и прибегает мой педагог, которого я очень люблю и говорит: «Что ты делаешь?» Я отвечаю: «Ем». Она: «Что ешь?» Я говорю «Яблоко». Она: «Тебе нельзя есть яблоки, выбрось. И давай, иди туда — в зал». Я выкинула яблоко и пошла в зал. Или допустим, когда была подготовка к какому-то конкурсу, я дома смотрела какой-то сериал каждый день в 5 часов вечера. Я подхожу к педагогу и говорю: «Я могу идти домой?». А она говорит: «А что ты будешь делать дома? Сидеть и кушать будешь дома? Нельзя. Сиди лучше здесь». Такие моменты были, но это не было то, что нас били или нас как-то некрасиво обзывали. Я очень благодарна моим педагогам в балетной школе, это Татьяна Петровна Чепалова, Тамара Сергеевна Старикова, Елена Петровна Соловьева, Наталья Александровна Ржевская - это директор этой школы, благодаря которой мы много выезжали за границу, — абсолютно всем … Марина Олеговна Жук… Сейчас я всех не перечислю, было очень много педагогов, и правда, они мне очень много дали, они мне ни разу не отбили охоты, чтобы я занималась балетом, они наоборот, меня, мне кажется, стимулировали ко всему».

Анна Негода: «Спасибо. Александра, на самом деле, Вы сейчас затронули очень важную тему. Каждому человеку, наверное, нужно иметь очень хорошего профессионального наставника, за которым можно идти не только в профессии, но и, в целом, по жизни. И очень хорошо, что Вам встретились такие люди, и эта благодарность чувствуется, не смотря на то, что Вы далеко. Просто переполняет благодарность. Это очень хорошо. Это счастье».

Александра Ляшенко: «Вы знаете, я тоже помню, сколько трудностей было в детстве, потому что я была в Б-классе в балетной школе. После экзамена я случайно увидела, что я получила все «5+» — все самые лучшие оценки и было написано «Переведена в «А» класс». Мне никто этого не сказал, увидела это случайно. Подошла и спросила, правда ли это, мне сказали, что это правда, если хочешь – переходи. Это не было так, что меня заставили, а у меня был выбор.

Ко мне подошел один человек и сказал: «Саша, ты хорошо подумай, потому что в «Б» классе ты лучшая, а в «А» классе неизвестно, как будет. Неизвестно, сможешь ли ты там пробиться и как оно пойдет. И ты подумай перед тем, как это делать». Если честно, тогда я даже не задумывалась, а сразу хотела перейти в «А» класс, я не боялась трудностей. И я тогда перешла в «А» класс, понятно, что там было больше девочек и это были лучшие девочки. Мне нужно было больше трудиться, но я не скажу, что об этом пожалела. И точно так же, когда я уезжала в Польшу, у меня тоже был выбор: в Донецк либо в Киев поехать работать. И мне предложили Гданьск. У меня уже было готовое решение: или в Донецк, или в Киев, — я знала, что там, а о Гданьске я вообще ничего не знала. Но, все-таки, я выбрала Европу. Затем я работала в Гданьске, работала в Познани. Работая в Познани, мне поступило предложение контракта в Варшаве. И опять мне говорили, что если я приеду в Варшаву, я буду сидеть под станком, потому что многие люди, которые приезжают туда из малых театров, сидят под станком, потому что тяжело пробиться. Опять же, я задумывалась очень серьезно, потому что в Познани я была можно сказать первой, все танцевала и немного боялась, но, все-таки, переехала сюда, меня взяли на контракт солистки, спустя год меня сделали первой солисткой, и я работаю здесь уже шестой год, и на протяжении всех этих лет я танцевала абсолютно все премьеры, мне давали главные роли. Я не пожалела, что выбрала тяжелый путь, а не осталась на легкой дороге».

Анна Негода: «Спасибо. Это очень важно – умение преодолевать себя, трудности и идти вперед. А еще такой вопрос. Александра, первые роли – это хорошо. Есть ли вообще для Вас разница – что танцевать – ведущую партию, не ведущую партию?»

Александра Ляшенко: «Вы знаете, когда я работала в Харькове пять лет, то начала с кордебалета, а не стала сразу первой солисткой. Мне не ударила в голову, как некоторым говорят «звездность» или что-то такое. Я прошла весь этот путь, я знаю, как это тяжело, я знаю, что такое стоять в кордебалете, я знаю, что такое танцевать сольные партии, я знаю плюсы и минусы и того, и того. И конечно, в кордебалете нужно все ровно танцевать, там возможно меньше таких тяжелых техничных вещей, и возможно меньше немножко ответственности, хотя так нельзя говорить, всегда должна быть ответственность, выходя на сцену и не смотря на то, что ты делаешь. Но все равно, я считаю, когда у меня главная роль, я больше переживаю, больше нервов у меня есть. Может быть потому, что все эти годы я уже танцевала первые ведущие роли, поэтому мне интересно работать, когда я выхожу на сцену, мне не нужно подстраиваться под других людей и делать это одинаково, а мне интересно создавать свою роль и выходить на сцену собой, с моей ролью. Потому что, когда мы выходим на сцену, как я уже говорила, мы не делаем только какие-то техничные вещи, которые каждый может повторить, так как у нас здесь сразу готовят по три-по четыре состава, а можно, так сказать, построить свою индивидуальность.

Мне кажется, это есть самое интересное в главных ролях, что можно построить индивидуальность, и если, допустим, приводить в пример «Дон Кихот», у Китри очень много таких технических вещей, и там уже можно добавлять где-то два раза двойные пируэты, тройные, где-то просто импровизировать дуэте. В кордебалете этого не сделаешь, потому что в кордебалете все должно быть ровно, нужно танцевать всем, как один, поэтому ведущая роль – для меня это интересно.»

Анна Негода: «Спасибо. Наверное, любое выступление на сцене – это праздник.»

Александра Ляшенко: «Да, конечно, я считаю, для каждого человека, независимо от того, что он танцует, он приложил свои усилия в работу. Неважно, или он будет находиться на сцене 5 минут, или будет находиться на сцене час, все равно, он работал над этим, я считаю, что для каждого выйти на сцену – это праздник.»

Анна Негода: «Спасибо большое, Александра, за содержательное и интересное интервью. Наши читатели и слушатели узнали некоторые тонкости балета и я, в том числе. Благодарю Вас за это. И буду рада Вас пригласить на интервью, когда Вы сыграете еще какую-то роль важную для Вас. Спасибо большое.»

Александра Ляшенко: «Спасибо. Я тоже Вас благодарю. И приглашаю еще раз, если будете в Варшаве. Приезжайте, приходите, звоните.»

Анна Негода: «Спасибо, обязательно. Всего доброго, до новых встреч. До свидания.»

Александра Ляшенко: «До свидания.»

Дорогие друзья, я напомню, сегодня у нас в гостях была Александра Ляшенко — прима- балерина в Большом театре г. Варшавы.

До новых встреч!

Понравилась страничка? Поделись с друзьями. Им полезно, а нам приятно. Спасибо!

Оставьте комментарий. Ваше мнение очень важно для нас.